Мебель — это не просто предметы интерьера, это неотъемлемая часть нашей жизни. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни, начиная с первых дней нашего рождения и заканчивая последними днями.
История мебели начинается еще в древности, когда люди начали использовать различные материалы для создания предметов, которые можно было бы использовать в повседневной жизни. В Древнем Египте и Древней Греции были созданы первые образцы мебели, такие как стулья, столы и кровати.
В Средние века мебель стала более сложной и изысканной. В этот период были разработаны новые технологии производства мебели, такие как использование лаков и красок для придания ей более привлекательного вида.
Эпоха Возрождения стала периодом, когда мебель стала еще более роскошной и стильной. В это время были созданы такие предметы мебели, как шкафы, комоды и буфеты.
Дизайн мебели был частью человеческого опыта с начала истории. Свидетельства существования мебели сохранились еще в период неолита в виде картин, настенных фресок, обнаруженных в Помпеях, в скульптуре, а образцы также были раскопаны в египетских пирамидах и найдены в гробницах в Гиордесе (современная Турция). В этих заметках будут отражены основные достижения, разработки, стили и материалы в дизайне мебели, подчеркнуты отличительные особенности каждого периода, использованные материалы и показаны изображения некоторых из наиболее значимых предметов мебели, когда-либо созданных. Приведенная ниже временная шкала дизайна мебели описывает лишь некоторые из различных периодов дизайна мебели и дает вам базовый обзор временной шкалы истории дизайна мебели.
В данной статье рассматриваются следующие исторические периоды мебельного дизайна...
• Неолит
• Древний Египет
• Древнегреческий
• Средневековый
• Ренессанс
• Якобинец
• Колониальный
• Рококо
• Возрождение
• Искусство модерн
• Баухаус
• Арт-деко
• Современный
На раскопках, датируемых 3100–2500 гг. до н.э. в Скара-Брей, Оркнейские острова, был обнаружен целый ряд каменной мебели. Из-за нехватки древесины на Оркнейских островах жители Скара-Брей были вынуждены строить из камня — легкодоступного материала, который можно было превратить в предметы домашнего обихода. Каждый дом был оборудован обширным ассортиментом каменной мебели: от шкафов, комодов и кроватей до полок и каменных сидений. Каменный комод считался самым важным, поскольку он символически стоял перед входом в каждый дом и поэтому был первым предметом, который видели при входе в дом.
ДРЕВНЯЯ ЕГИПЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ:
Гипераридные климатические условия Египта с третьего тысячелетия до нашей эры идеально подходят для сохранения органического материала. Благодаря этим условиям были раскопаны и различные памятники древнеегипетской мебели, в том числе кровати 3-го тысячелетия до нашей эры, обнаруженные в Тархане, позолоченная кровать и стулья 2550 года до нашей эры из гробницы царицы Хетеферес, а также ящики, кровати и стулья из Фив. Раскопанная мебель имела две суровые стороны: замысловатую позолоченную богато украшенную мебель, найденную в гробницах фараонов, и простые стулья, столы и корзины обычных египтян.
Дизайн древнегреческой мебели, включая знаменитое кресло-клисмос, датируется 2-м тысячелетием до нашей эры. Конструкции мебели сохранены не только сохранившимися образцами, но и их изображениями, изображенными на греческих вазах. В 1738 и 1748 годах при раскопках Геркуланума и Помпеи была обнаружена прекрасно сохранившаяся римская мебель. Пепел от извержения Везувия сохранил мебель с 79 года нашей эры вплоть до раскопок восемнадцатого века. На характеристики этой ранней мебели сильно повлияла мебель древних египтян с жесткой, прямоугольной и нелестной формой. В IV и V веках, когда греки разработали свой собственный стиль, мебель стала менее квадратной и жесткой, а более изогнутой и плавной.
Средневековый период был суровым и несколько грубым временем, и это отражено в стилях мебели той эпохи. Мебель средневекового периода очень своеобразна по стилю. Его наиболее примечательными характеристиками являются декоративная резьба по дереву на краях стульев и кроватей с балдахином, яркие структурные решения и цвета, в основном серые, бежевые или черные. Формы были в основном квадратными или прямоугольными, с очень небольшим количеством изогнутых линий или круглых форм.
МЕБЕЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
Наряду с другими видами искусства, итальянский Ренессанс четырнадцатого и пятнадцатого веков ознаменовал возрождение дизайна мебели, часто вдохновленного греко-римской традицией. Начиная с пятнадцатого века, аналогичный ренессанс культуры произошел в Северной Европе, особенно в Нидерландах, Бельгии и Северной Франции. Эти орнаменты заметно отличались от средневековых и характеризовались роскошными, часто позолоченными узорами, которые часто включали в себя обилие цветочных, растительных орнаментов и завитков. Целью этих изделий часто была демонстрация навыков мастеров, которые их изготовили.
После эпохи Возрождения произошел постепенный переход к менее орнаментированному и более спокойному стилю мебели. В Великобритании ножки стола, например, стали более прямыми и узкими, чем это было типично для более ранних предметов, и вместо этого типичными для этого периода стали спирально изогнутые ножки. В целом профили мебели стали ниже и прямоугольнее. Более поздняя якобинская мебель, в эпоху Оливера Кромвеля Защитника, была очень строгой, квадратной и скромной, подходящим стилем для времен относительной бедности. Но с возвращением монархии при Карле II карольская мебель снова стала более богато украшенной, характеризующейся замысловатыми резными подрамниками и красочной обивкой с отделкой с кисточками.
К концу периода начало проявляться влияние британского стиля Уильяма и Мэри. По сравнению с якобинскими и карольскими предметами этот стиль мебели был более легким и элегантным. Перевернутые, изогнутые в форме чашки ножки, ступни-булочки и змеевидные подрамники сделали этот стиль очень узнаваемым.
За океаном, в США, в ранний колониальный период большая часть мебели прибыла вместе с первыми иммигрантами. Они привезли с собой предметы мебели, типичные для якобинского и карольского периодов в Британии, а затем изготовили собственную мебель в аналогичном стиле. Эти изделия, как правило, были прочными и украшены тяжелой резьбой, многие из них имели точеные ножки и ножки в форме пучка. В более суровых условиях некоторых колоний эти изделия были более простыми представителями своих родительских стилей, соответствующими более простой и утилитарной жизни поселенцев.
Другие поселенцы также принесли с собой свое влияние в колонии, в первую очередь голландцы и французы на северо-востоке и испанцы на юго-западе. Хотя голландские изделия заметно отличаются от британских дизайнов, они, по сути, следуют той же традиции. Однако другой климат и другая древесина, доступная испанским колонистам, привели к совершенно другому стилю, известному как Миссия или Юго-западный.
Самым ранним предметом мебели американского производства является сундук, изготовленный Николасом Дисброу около 1660 года. Бескомпромиссно прямоугольная конструкция с характерной резной рамой и панелями, хотя и очень напоминает более ранние предметы британской эпохи дуба, уже узнаваема как особый американский стиль. . Многие другие предметы ранней колониальной эпохи, такие как стулья из обшивки и тяжелые шарнирные столы, также соответствуют традициям эпохи дуба.
В восемнадцатом веке дизайн мебели начал быстро развиваться, хотя существовали некоторые стили, принадлежавшие преимущественно одной нации, например палладианство в Великобритании или Луи Квинза во французской мебели, другие, например рококо и неоклассицизм, были обычным явлением во всей Западной Европе. . В действительности термин «мебель 18-го века», таким образом, относится к широкому спектру стилей, включая стиль Уильяма и Марии, королевы Анны, георгианский стиль, Чиппендейл, Хепплуайт, Шератон, Адам, Регентство, федеральный стиль и французский период нескольких времен Людовика, Директории. и Империя.
Несмотря на то, что вся мебель 18-го века, будь то американская, британская или французская, имела схожий стиль конструкции, который отличался от последующей мебели массового производства 19-го века. Мебель восемнадцатого века обычно считается олицетворением золотого века высококвалифицированных мастеров-краснодеревщиков, обученных ремеслу дизайна мебели, которое проявляется в высококвалифицированных, изысканных проектах.
XIX век ознаменовался промышленной революцией, которая вызвала глубокие изменения в обществе. С увеличением рабочего населения в городах, появлением нового класса богатых покупателей мебели, а также появлением массового производства и упадком индивидуального мастера-дизайнера, постепенное развитие стилей мебели, которые развивались на протяжении предыдущих столетий. был заменен множеством стилей имитации или возрождения. Эти одновременные стили возрождения, включая возрождение готики, неоклассицизм и возрождение рококо, стали простыми и недорогими в производстве по мере развития технологий во время промышленной революции.
При наличии технологии массового производства было несложно привить исторически правильные орнаменты ко всем видам мебели, тем самым сделав возможным создание непрерывного потока стилей возрождения, отвечающих требованиям публики. Результатом стал век мебели, общим знаменателем которой было чрезмерное украшение в виде накладной резьбы по металлу или дереву, инкрустации или трафарета.
Название «Ар Нуво» по-французски означает «новое искусство», и оно появилось в конце 19 века в Париже. Говорят, что на этот стиль сильно повлияли литографии чешского художника Альфонса Мухи, чьи плоские изображения с сильными изогнутыми линиями рассматривались как отход от академического искусства того времени. В мебели в стиле модерн использовались линии и изгибы в качестве графического орнамента, а твердая древесина и железо обычно использовались для создания прочных, но тонких опорных конструкций для предметов мебели.
Из-за большей доступности более широкого спектра материалов, чем когда-либо прежде, а также из-за постоянно растущего понимания исторической и межкультурной эстетики, мебель 20-го века, возможно, более разнообразна с точки зрения стиля, чем все века, которые предшествовало этому. В первые три четверти двадцатого века такие стили, как ар-деко, де стиль, баухаус, венский веркштатт и венский, в некоторой степени работали в рамках модернистской идиомы. Школа Баухаус была основана Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году. Несмотря на свое название и тот факт, что ее основатель был архитектором, Баухаус был основан с идеей создания «тотального» произведения искусства, в котором все искусства, включая мебель, со временем будет собрана. Дизайн мебели, появившийся в Баухаусе, стал одним из самых влиятельных образцов современного дизайна.
Движение ар-деко зародилось в Париже в 1920-х годах и олицетворяло элегантность, гламур, функциональность и современность. Линейная симметрия ар-деко отличалась от плавных асимметричных органических кривых его предшественника в стиле модерн. Популярность ар-деко снизилась в конце 1930-х и начале 1940-х годов, когда его начали высмеивать как ложный образ роскоши. В конечном итоге этому стилю пришел конец из-за аскетизма Второй мировой войны.
Из обтекаемых стилей Баухаус и ар-деко возник стиль модерн после Второй мировой войны с использованием материалов, разработанных во время войны, включая ламинированную фанеру, пластик и стекловолокно. В современной мебели темное позолоченное резное дерево и богато украшенные ткани уступили место сверкающей простоте и геометрии полированного металла. Формы современной мебели стремились к новизне, оригинальности, техническим инновациям и, в конечном итоге, передавали настоящее и будущее, а не то, что было до него, как это делали стили возрождения. Этот интерес к новым и инновационным материалам и методам привел к определенному смешению дисциплин технологии и искусства. Использование новых материалов, таких как сталь во многих ее формах; формованная фанера и пластик сыграли определяющую роль в создании этих новых конструкций. Их считали новаторскими и даже шокирующими в то время, особенно по сравнению с тем, что было раньше.